Эта статья родилась в попытке объяснить непосвященному, что такое subjonctif. В результате она стала самым полным и исчерпывающим ответом на эту больную тему — и не лишенным оригинальных идей!
Да, в этой статье многабукаф. Но тот, кто будет внимателен и дойдет до конца, — я обещаю! — получит в руки серебряную пулю: я научу его спинным мозгом чувствовать ситуации, когда нужно употребить subjonctif — чтобы не думать о правилах, а полагаться на свою интуицию. Это возможно!. On y va ?
Во французском языке есть несколько болезненных тем. Одна из них и, наверное, самая болезненная — это французское наклонение по имени subjonctif. От этого названия содрогаются не только иностранцы, изучающие французский, но и сами французы.
Я не могу сказать про себя, что я пережил subjonctif полностью, но я в этой теме продвинулся и, как всегда, стал уходить от правил и искал путь, как интуитивно научиться чувствовать, что вот здесь нужен сюбжонктив. И кажется, я этот путь нащупал и готов им поделиться с вами.
Вообще, использование правил — это не очень эффективный путь. Нативы руководствуются привычкой и интуицией, а не правилами — они их даже не знают! Правила — это поиск закономерностей в аморфной живой среде — языке. Язык первичен, правила — лишь попытка его осмыслить, описать и систематизировать. Вспомните, как часто на вопрос, а почему во французском языке вот так или эдак, мы получали ответ: «Потому что». А в родном языке? Вы сможете объяснить, почему мы идем НА работу, но В школу, едем НА вокзал, НА озеро, но В магазин и В лес? Почему мы спрашиваем КОГО-ТО, а отвечаем уже КОМУ-ТО, смотрим телевизор, но НА картину, почему тарелка на столе стоит, а вилка — лежит и, наконец, почему у числительного «один» есть множественное (!!) число («У нее одни танцульки на уме!»)?
«Потому что».
Я в какой-то момент нашел точный ответ на вопрос «Почему?». Знаете, какой? «Потому что!»
Чтобы научиться искусству сюбжонктива, нам надо взять эту строгую структурированную систему правил, осмыслить ее, охватить взглядом, пропустить через себя — и пойти дальше, в развитие чутья и интуиции, в осознание природы явления, отталкиваясь от своего чувства языка (неважно, родного ли, французского ли). Это — возможно.
В конце концов, зачем изучать ноты, если можно напеть на слух! :) Нет, конечно, ничего плохого в нотах нет, они очень даже нужны и полезны. Но давайте с вами начнем развивать слух! :))
Вот и приступим.
Для начала вспомним, что такое наклонение.
Говоря о русском языке, мы сходу их вспомним три.
На самом деле их существует больше, но строятся они по определенным несложным схемам и, как правило, в них не используются дополнительные словоформы: например, в сослагательном наклонении участвует частица «бы» и глагол прошедшего времени: я бы сходил. Поэтому мы не задумываемся о них, как о самостоятельных наклонениях.
А их имамъ числом немалым: позволительное (пусть идет), предлагательное (давай сходим), отрицательно-просительное (не ходи — ср. с повелительным сходи: поменялся вид глагола с совершенного на несовершенный) и даже желательное наклонение (Ой, чёт засиделся я с вами, пойду-ка поработаю). Я не шучу! У всех этих наклонений и латинские названия есть, все по-взрослому. :)
При построении фразы на французском языке выбор того или иного наклонения довольно очевиден, потому что они в большинстве своем совпадают с русским языком, и мы без сомнения определяем, когда нужен императив, а когда — кондиционалис.
И всё это очевидно до тех пор, пока мы не доходим до сюбжонктива.
Надо сказать, что французский subjonctif — это такая высшая фракция сослагательного наклонения. Это еле уловимый эфир: в то время как наше сослагательное наклонение в значительной своей части укладывается во французский conditionnel, их subjonctif часто переводится на русский обычным изъявительным наклонением, потому что мы в нашем языке (да и не только мы) не различаем этих ароматов и нюансов.
Аналога французского сюбжонктива у нас попросту нет — это чистой воды особенность романских языков.
И что же в сухом остатке? Мы имеем еще одно наклонение — в довесок к уже привычным. Наша интуиция, основанная на знании родного языка (или даже любого другого нероманского), здесь абсолютно бессильна. Она буксует, потому что в нашем языке ничего подобного нет. Вдобавок ко всему, это наклонение использует свою собственную парадигму спряжения, то есть еще один комплект глагольных форм, которые надо учить.
Это ситуация, которую можно охарактеризовать одним словом: КАРАУЛ!
Напугал? :)
А теперь поговорим о том, что нам облегчает жизнь. В конце концов, subjonctif — это всего лишь перец — жгучий, но ароматный, без которого язык лишился бы своей внутренней красоты. К тому же это еще и маркер: это как по-русски сказать «течёт» (а не, прости господи, «теКёт»), «с обеих сторон», «позвонИшь», «надел» — и все такое.
К радости изучающих, для большинства глаголов эти особые формы в сюбжонктиве будут совпадать с изъявительным наклонением, причем не только на слух, но и на письме.
Но я научу вас если и не полюбить subjonctif, то по крайней мере, не бояться его — так, что даже зная, что в данном месте надо его употребить, вы будете немного огорчаться, если это будет как раз тот случай, когда на слух он неразличим — не будет повода вызвать восхищение слушателя. То есть повод-то на самом деле будет, но он будет незаметен — а вдруг вы и не знали, что тут нужно употребить другое наклонение, и вам просто повезло, закатили шар в лузу на дурака?..
И вот вы уже перефразируете предложение так, чтобы подставить туда звучащий, очевидно различимый на слух сюбжонктив — Subjonctif с большой буквы, чтобы все услышали и увидели: да, крут, мог бы оступиться — но не оступился. Мастер! ;)
Давайте постараемся понять, что же это такое за наклонение. Что за нюанс отличает его от других наклонений.
Определение говорит, что subjonctif описывает некий воображаемый факт, существующий только в мыслях — мнение, предположение, неопределенность. Это наклонение используется вкупе с глаголами и причастиями, выражающими пожелание, сомнение или возможную вероятность.
Напишем еще раз эти три характеристики крупными буквами:
В отличие от изъявительного наклонения, которое описывает непреложный факт, который случился в прошлом, происходит сейчас или свершится в будущем, сюбжонктив оперирует событиями, которые пока еще находятся в нашей голове, в нашем воображении. Они могут свершиться, НО — могут и не.
Это определение дает широкое поле для сомнений и противоречивых трактовок — слишком уж оно расплывчато. Но прелесть ситуации заключается в том, что грамматика идет здесь нам на помощь: subjonctif в 99,9% случаев употребляется только после союза que (что). Это настолько железно, что он даже спрягается вместе с этим предлогом.
Это здорово сужает круг употребления и уже вносит некоторую ясность — такая конструкция с некоторыми глаголами действительно видится, как описывающее что-то воображаемое, желаемое, предполагаемое, но еще не реализованное — если ему вообще суждено сбыться. Например.
Давайте перейдем к очевидным примерам, которые, я надеюсь, вызовут реакцию, типа «Ах, вот, что имелось в виду!» — а потом систематизируем их (полужирным в примерах выделены формы глаголов être, comprendre, faire и avoir в сюбжонктиве).
Употребляя subjonctif, мы как бы подчеркиваем эфемерность утверждения, его зыбкость, умозрительность его существования, всего лишь возможность, пока не реализованную, но ни в коей мере не непреложный факт — как то, что существует пока только в нашей голове, как чистая идея.
И заметьте: не столько грамматика толкает нас на употребление сюбжонктива, сколько необходимость точно и правильно выразить свою мысль. Например, последнее предложение из примеров можно записать и без сюбжонктива — и тогда просто изменится смысл.
Сравнивая два этих предложения и то, как меняется смысл от замены андикатива на сюбжонктив (я ищу тот самый отель... → я ищу такой отель...), очень хорошо можно почувствовать, какую идею несет в себе это наклонение.
А еще я для себя нашел фразу, которая позволяет в родном языке почувствовать, что такое subjonctif. Это фраза: «Чтоб духу твоего здесь не было!». Из-за своей эмоциональной окраски она помогает высветить эту идею субъективности: я так хочу, это мое сильное желание, но пока это (увы!) всего лишь в моем воображении. Но руки чешутся! ;)
В нашей статье будет большое количество примеров, поэтому нам надо понимать, как выстраивается спряжение глаголов в этом наклонении. . Если вы владеете этим искусством, смело переходите к случаям употребления сюбжонктива.
Умение спрягать глагол в сюбжонктиве — это отдельная практика, она отрабатывается упражнениями и не входит в нашу сегодняшнюю задачу. Но для полноты картины я об этом должен упомянуть — на тот случай, если вы впервые сталкиваетесь с этим наклонением.
Как в большинстве французских времен, здесь берется основа настоящего времени, к которой в разных лицах и числах приделываются определенные окончания. У самых неправильных глаголов ожидаемо всё вообще не по правилам.
За основу берется глагол в форме «они». Во всех лицах единственного числа и в форме «они» к ним приделываются соответствующие окончания настоящего времени (indicatif présent): -e, -es, -e и -ent.
Таким образом у правильных глаголов в четырех формах — «я», «ты», «он» и «они» — subjonctif полностью совпадает с indicatif présent (super!).
В формах «мы» и «вы» все глаголы совпадают со своими формами в Imparfait (кроме восьми исключений — о них чуть ниже).
l’indicatif Présent |
l’Indicatif Imparfait |
Le Subjonctif Présent |
---|---|---|
je parle |
· · · |
que je parle |
tu parles |
· · · |
que tu parles |
il parle |
· · · |
qu'il parle |
· · · |
nous parlions |
que nous parlions |
· · · |
vous parliez |
que vous parliez |
ils parlent |
· · · |
qu'ils parlent |
Итак, основа сюбжонктива берется у формы «они» настоящего времени, а мы помним, что целый ряд глаголов имеет в этой форме звучание, отличное от форм единственного числа.
Это все глаголы II группы: finir → je finis → ils finissent, а также большая часть глаголов III группы: dir → je dis → ils disent. Такие глаголы по звучанию будут отличаться от своих форм в индикативе: je finis → que je finisse; je dis → que je dise; je comprends → que je comprenne.
Особняком стоят шесть глаголов III группы — venir, recevoir, prendre, boire, devoir и mourir. Их отличие от остальных неправильных глаголов еще и в том, что у них основа форм «мы»/«вы» отличается от основы форм «я», «ты», «он» и «они»: que je reçoive — que vous receviez — qu'ils reçoivent.
Хорошая новость в том, что если вы хорошо усвоили спряжение неправильных глаголов в indicatif présent и imperfait, то их спряжение в subjonctif для вас вообще не проблема — всю свою кровь вы пролили за них там и тогда. :)
Девять неправильных глаголов таки составляют полные исключения — они имеют собственные формы спряжения в subjonctif. Их три группы, различающиеся степенями ужаса.
Я тем не менее, хочу сразу сказать, что исключений пугаться не стоит — по трем причинам.
В конце статьи в приложении я привожу все таблицы спряжений, в том числе и всех этих неправильных. А вообще помните, что в любой момент вы можете на нашем сайте посмотреть спряжение любого французского глагола и послушать, как его спряжения звучат во всех наклонениях и временах.
Итак, мы уже узнали, что сюбжонктив идет всегда после que (за редчайшими исключениями типа Vive le roi ! — Да здравствует король). И здесь действует принцип необходимого и достаточного: любая селедка рыба, но не любая рыба — селедка, то есть любой сюбжонктив идет после que, но не любое que дает subjonctif.
И тут нам на выручку приходит русский язык — в таком месте, где мы и не ожидали.
Во французском языке и наше «что», и наше «чтобы» переводятся, как que. Француз эту разницу вынужден считывать из контекста, в то время, как мы видим ее со всей очевидностью, потому что никогда в родном языке не перепутаем «что» и «чтобы».И вот хорошая новость...
Любая фраза, еще раз: ЛЮБАЯ ФРАЗА, которая по-русски строится с союзом «чтобы», в 100% случаев, автоматом, cent-pour-cent даст во французском языке subjonctif.
Вот она, эта мнимая реальность, налицо! :) Типичнейшие примеры для сюбжонктива: сплошные сцены из наших фантазий и мечтаний.
Главное — в русском языке различать союз чтобы и стоящие рядом (что вовсе не обязательно) вопросительное слово что и частицу бы.
Если в этом месте интуиция у вас дает сбой, запомните чудную фразу:
И найдите в ней отличия. :)) Уверен: больше у вас в этом месте проблем не будет! Хороший я пример придумал? :)
Давайте теперь рассмотрим подробнее случаи употребления Le Subjonctif во французском языке. Предупреждаю сразу: такие случаи разнообразны, их достаточно, чтобы уже на середине сказать: "Ой, всё!" Но — расслабьтесь!
Наша задача стоит не в том, чтобы запомнить эти случаи, а как раз в том, чтобы научиться не думать о них, а интуитивно чувствовать, где нужно употребить subjonctif.
Мы рассматриваем эти случаи употребления для того, чтобы увидеть, как лингвистика смогла обособить эти случаи и систематизировать их — чтобы потом смешать их в общую кучу и попытаться выудить из нее не правила и случаи, а интуитивно понятный смысл -- раз это есть в языке, значит оно передает какой-то нюанс. Вот его-то и надо нащупать и научиться чувствовать. Поэтому терпение — отдадим должное труду лингвистов. Не для запоминания — нам это просто потом пригодится.
Если у вас нет настроения вникать в правила, переходите к следующему разделу, хотя я и рекомендую хотя бы по диагонали просмотреть те случаи, когда в речи ожидается subjonctif с точки зрения учебников. К тому же я все случаи снабдил комментариями, так что это не такое уж и тоскливое чтиво. Кроме того, в комментариях в каждом случае я поясняю, почему в этой ситуации нужен именно subjonctif. Да и вообще — лишние знания точно не помешают!
Итак, случаи употребления этого наклонения.
В простом предложении в третьем лице (в формах «он» и «они») subjonctif может использоваться для выражения императива в форме приказа. А запрет можно выразить во всех лицах и числах с помощью subjonctif:
Обратите внимание, что в русском языке мы тоже часто в таких предложениях вставляем «чтобы» (в сокращенной форме).
В простом предложении сюбжонктив может выражать идею пожелания или изъявления желания. Это близко к идее приказа, только в приказе подразумевается его неукоснительное исполнение, а здесь это всего лишь высказывание своих желаний.
Здесь тоже все эти «да» и «пусть» в начале предложения — это, по сути, «я хочу, чтобы...»
В простом предложении subjonctif может выражать негодование или изумление говорящего (на русский оно может переводиться сложноподчиненным предложением, но во французском оно будет простым).
И снова «чтобы» — не ошибетесь! :)
В сложноподчиненных предложениях после некоторых глаголов, выражающих сомнение, маловероятность, волеизъявление, желание, запрет, необходимость, возможность или, наоборот, невозможность, или же чувства — после таких глаголов употребляется subjonctif.
Voilà, вот список этих глаголов.
aimer que apprécier que attendre que consentir à ce que défendre que désirer que douter que être content que être désolé que être étonné que être fâché que être furieux que |
être heureux que être ravi que être surpris que être triste que exiger que il convient que il est bon que il est dommage que il est douteux que il est essentiel que il est important que il est impossible que il est improbable que |
il est juste que il est nécessaire que il est obligatoire que il est peu probable que il est rare que il est possible que il est préférable que il est utile que il est regrettable que il est temps que il semble que il faut que il ne faut pas que |
interdire que il suffit que il vaut mieux que recommander que ordonner que proposer que s’opposer à ce que refuser que s’attendre à ce que vouloir que souhaiter que tenir à ce que |
Я пометил здесь те глаголы, которые в русском языке употребляются с союзом «чтобы» — с ними subjonctif отловится интуитивно. Заметьте: их больше трети!
И вот первые причуды: после il semble que нужно употреблять сюбжонктив, а после il me semble que — не нужно! Велик могучим французский языка! :)
На самом деле, логика здесь есть, просто она нам сходу непонятна. Дело в том, что il semble и il me semble — это не совсем то же, что в русском кажется и мне кажется. У нас разницы нет. А во французском языке, если глагол sembler употребляется с личным местоимением (il me semble, il lui semble, etc.), он приобретает смысл уверенности: il me semble que — это то же самое, что je crois que.
Нас это не должно смущать: вспомним наше «боюсь, что нет» в ответ на «у вас не найдется?..» — вот это наше неуверенное «боюсь, что нет» означает в действительности «стопудово нет», но выраженное в вежливой форме — мол, этого точняк нет, но я сейчас сделаю попытку поискать, хотя не сомневаюсь, что это без шансов. Так и тут: французское «мне кажется, что» означает примерно «я уверен, что». Соответственно, и subjonctif они здесь не употребляют.
Поехали дальше.
В сложноподчиненных предложениях subjonctif употребляется после некоторых соединительных выражений.
Вот список таких фраз.
à condition que de peur que pourvu que à moins que de sorte que que … ou à supposer que |
en attendant que qui que afin que jusqu’à ce que quoi que avant que quoique |
bien que non pas que sans que ce n’est pas que non point que si … et que de crainte que |
non que soit que… soit que… de façon que où que de manière que pour que etc |
Это касается безличных предложений. Subjonctif появляется c изменением знака достоверности и вероятности у сказуемого в главном предложении на недостоверность (или же сомнение) и маловероятность. Таким образом, после il est probable que мы употребляем indicatif, а после est-il probable que… ? или ce n'est pas probable, que… — здесь уже пойдет subjonctif. И действительно, степень недостоверности события сильно возрастает при смене знака или в форме вопроса, да еще и выраженных в безличной форме.
Вот такие фразы используются для обозначения сомнений и выражения маловероятности.
il n'est pas probable / vrai / semblable que |
Здесь все более или менее очевидно, потому что мы явным образом, прям таки неприкрыто выражаем сомнение. А у нас как раз эти сомнения развеиваются — насчет употребления здесь сюбжонктива. :)
Вот примеры таких глаголов.
ne pas penser / trouver / savoir / croire que |
Здесь тоже всё зависит от смысла, который мы хотим передать. По умолчанию, такие глаголы в форме вопроса или отрицания «производят» неопределенность, требующую сюбжонктива. Но если необходимо прям продавить идею реальности, то употребляют изъявительное наклонение.
Здесь проще начать с примера (и да — терпение, скоро закончится):
Разберем его. Существительное fautes стоит в главном предложении; придаточное предложение связано с ним (ошибки, которые). Оно предваряется фразой les seules — единственные.
Вот такая конструкция, когда подлежащее усилено прилагательным в превосходной степени или словами le premier (первый), le seul (единственный) или le dernier (последний) — чтобы обозначить неопределенность, можно поставить subjonctif. Ключевое слово «можно». То есть можно не ставить, но смысл поменяется — неопределенность уйдет.
Давайте рассмотрим наш пример в обоих вариантах и попробуем понять, как меняется смысл в зависимости от того, стоит там subjonctif или indicatif.
То есть разница такая: я смог найти только эти ↔ только эти, и я их все нашел. В одном случае у нас это «только» ограничено моими способностями: я смог найти только пять, и я даже не знаю, есть там еще или нет — налицо сомнение (которое, как известно, трактуется в пользу сюбжонктива:). В другом же случае описывается объективная реальность: здесь только пять ошибок, voilà — получите и распишитесь!.
Сравним два предложения.
Замена si на que делает из условного предложения сослагательное — с вытекающей отсюда формой глагола в subjonctif.
Мы сейчас честно разобрали все случаи, когда необходимо употребить сюбжонктив. И теперь я сделаю такую вещь. Я возьму все эти варианты употребления, перечисленные выше, все сопутствующие сюбжонктиву слова и выражения и последовательно, методично помещу их в большую таблицу, снабдив каждый примером и его переводом.
Мы таким образом получим сводный перечень образцов употребления сюбжонктива — по одному предложению на каждое характерное «сюбжонктогенное» выражение. До известной степени можно утверждать, что такая таблица охватывает подавляющее число возможных характерных примеров употребления сюбжонктива.
Вот эта таблица — в ней более сотни примеров. Но поверьте: не эта таблица является предметом нашей конечной цели — она лишь промежуточный, инструментальный вариант. С ее помощью мы собрали всевозможные случаи употребления. Далее мы разберем ее на части и сгруппируем все эти примеры по-новой — уже по смыслам, которые помогут нам нащупать закономерности и научиться чувствовать subjonctif интуитивно.
aimer que |
J'aime que tu lises pour moi. |
Я хотела бы, чтобы ты почитал мне вслух. |
apprécier que |
J'apprécie que tu sois compréhensif. |
Я ценю, что ты такой понимающий. |
attendre que |
J'attends que vous me teniez au courant. |
Надеюсь (рассчитываю, ожидаю),что вы будете держать меня в курсе. |
consentir à ce que |
je consens à ce que ces décisions soient publiées. |
Я согласен с тем, чтобы эти решения были опубликованы. |
défendre que |
je défends que tu conduises. |
Я запрещаю Тебе водить (я против того, чтобы ты водила). |
désirer que |
Il désire que je te rende ça. |
Он хочет, чтобы я это тебе вернул. |
douter que |
Je doute que vous l'y trouviez |
Я сомневаюсь, что вы его там найдете. |
être content que |
Je suis content que tu sois ici. |
Я доволен, что ты здесь. |
être désolé que |
Je suis désolé que vous ayez entendu ces mots. |
Мне жаль, что вам пришлось выслушать эти слова. |
être étonné que |
Je suis étonné que tu sois toujours là. |
Я удивлен, что ты еще здесь. |
être fâché que |
Je suis fâchée que tu ne viennes pas. |
Я просто злюсь, что ты не приходишь. |
être furieux que |
Je suis si furieux qu’elle soit partie comme ça. |
Я так зол на нее за то, что она так ушла. |
être heureux que |
Je suis heureux que ça vous fasse rire. |
Рад, что это вас смешит. |
être ravi que |
Je suis ravi que vous l'appréciiez. |
Я рад, что вам понравилось. |
être surpris que |
Je suis surpris que vous sachiez cela. |
Я удивлен, что вы знаете об этом. |
être triste que |
Je suis triste que tu partes.. |
Мне грустно, что ты уезжаешь. |
exiger que |
J'exige que vous me laissiez sortir immédiatement. |
Я требую, чтобы Вы меня выпустили немедленно. |
il convient que |
il convient que des mesures pratiques soient prises. que convient-il que je fasse ? |
Должны быть приняты практические меры. Что, по вашему мнению, следует мне предпринять ? |
il est bon que |
Il est bon que tu boives de l'eau. |
Хорошо, что ты пьешь воду. |
il est dommage que |
Il est dommage que tu ne puisses pas venir avec nous. |
Жаль, что ты не можешь поехать с нами. |
il est douteux que |
Il est douteux que la clientèle soit disposée à payer plus pour obtenir un meilleur service |
Вызывает сомнения то, что клиенты будут готовы платить больше за лучшее обслуживание |
il est essentiel que |
Il est essentiel que vous le sachiez. |
Крайне важно, чтобы вы это знали. |
il est important que |
Il est important que tu viennes à temps. |
Важно, чтобы ты пришёл вовремя. |
il est impossible que |
Il est impossible que tout soit perdu. |
Не может быть, что всё потеряно. |
il est improbable que |
il est improbable qu’il puisse partir sans nous dire un mot. |
Не верится, что он мог бы уйти, не сказав ни слова. |
il est juste que |
il est juste que tu reçoives ce prix. |
Справедливо, что ты получаешь этот приз. |
il est nécessaire que |
il est nécessaire que tu aies ton passeport avec toi. |
Необходимо, чтобы ты имел паспорт с собой. |
il est obligatoire que |
il est obligatoire que vous respectiez ces règles. |
Обязательно, чтобы вы соблюдали эти правила. |
il est peu probable que |
il est peu probable que vous puissiez le faire seulement à deux. |
Маловероятно, что вы сможете это сделать вдвоём. |
il est rare que |
il est rare qu’il fasse beau à Londres. |
Редко бывает, что в Лондоне хорошая погода. |
il est possible que |
il est possible qu’elle réussisse à le faire. |
Возможно, что у неё получится. |
il est préférable que |
il est préférable que tu n’y ailles pas. |
Предпочтительно, чтобы ты не ходил туда. |
il est utile que |
il est utile que vous tiriez des leçons de vos erreurs. |
Полезно, чтобы вы извлекали уроки из своих ошибок. |
il est regrettable que |
il est regrettable qu’il soit malade. |
Жаль, что он болен. |
il est temps que |
il est temps que tu grandisses ! |
Пора взрослеть! |
il semble que |
Il semble que ce soit [de] votre faute. |
Кажется, это ваша вина. |
il faut que |
il faut que vous partiez le plus vite possible.. |
Нужно, чтобы вы ушли как можно скорее. |
interdire que |
J’interdis que vous fumiez ici ! |
Я запрещаю вам курить здесь! |
il suffit que |
Il suffit que vous nous aidiez et tout ira bien. |
Достаточно, чтобы вы помогли нам, и всё будет хорошо. |
il vaut mieux que |
Il vaut mieux que vous n’y pensiez même pas. |
Лучше вам об этом даже не думать. |
recommander que |
Je recommande que tu obéisses sinon je risque de me fâcher ! |
Я рекомендую тебе подчиниться, в противном случае я рискую разозлиться! |
ordonner que |
J’ordonne que tout le monde se taise ! |
Я приказываю всем замолчать! |
proposer que |
Je propose que chaquun fasse sa part de travail en silence. |
Я предлагаю, чтобы каждый делал молча свою часть работы. |
s’opposer à ce que |
Mes parents se sont opposés à ce que je fasse ce métier. |
Мои родители воспротивились моему выбору профессии. |
refuser que |
Je refuse qu’il soit au courant. |
Я против того, чтобы он был в курсе. |
s’attendre à ce que |
Je m’attends à ce que tu deviennes ma femme un jour. Tout le monde s'attend à ce que tu prennes la parole. |
Я готовлюсь к тому, что однажды ты станешь моей женой. Все ждут, когда ты (когда же ты наконец) возьмешь слово. |
vouloir que |
Je veux que tout le monde soit heureux. |
Я хочу, чтобы все были счастливы. |
souhaiter que |
Je vous souhaite que tout aille comme sur des roulettes. |
Я желаю вам, чтобы всё прошло как по маслу. |
tenir à ce que |
Je tiens vraiment à ce que tu sois content. |
Я очень хочу, чтобы ты был доволен. |
à condition que |
Je le ferai à condition qu’ils n'interviennent pas. |
Я сделаю это с условием, что они не будут вмешиваться. |
de peur que / de crainte que |
Elle venait me voir tous les jours de peur que je ne me sente seul. Il se cache depuis un an de crainte qu’on puisse l’assassiner. |
Из страха, что я буду чувствовать себя одиноким, она навещала меня каждый день. Вот уже год он прячется в страхе, что его могут убить. |
pourvu que |
Pourvu qu’il soit toujours là ! |
Хоть бы он по-прежнему был там! |
à moins que |
Je ne vous ferai aucun mal à moins que vous ne m’empêchiez de faire ce que j’ai à faire. |
Я не причиню вам боли, если вы не будете мешать мне делать то, что я должен. |
à supposer que / en supposant que / en admettant que |
À supposer qu'elle coure plus vite que ce chien enragé, il ne la mordra pas. |
Если допустить, что она бежит быстрее своей бешеной собаки, та ее не укусит |
que … ou que |
Je sortirai qu'il pleuve ou qu'il vente. |
Дождь ли, ветер ли, я выйду в любом случае. |
avant que |
Il faut arrêter le réchauffement climatique avant qu’il ne soit trop tard. |
Нужно остановить глобальное потепление, пока не стало слишком поздно. |
jusqu’à ce que / en attendant que |
Je resterai ici jusqu’à ce que vous reveniez. Je resterai ici en attendant que vous reveniez. |
Я останусь здесь до того, как вы вернётесь. |
quoi que |
Ne le crois pas, quoi qu’il dise, il ment ! |
Не верь ему, что бы он ни говорил, он лжёт! |
qui que |
Qui que tu sois, riche ou pauvre, tu dois aider ton prochain. |
Кто бы ты ни был, богач или бедняк, ты должен помогать ближнему. |
où que |
Où que tu sois souviens-toi que je t’attends. |
Где бы ты ни был, помни, что я жду тебя. |
bien que / quoique |
Bien que je sois très riche et puisse me le permettre je ne voyage jamais. Quoique l’apprentissage du français soit un processus long et fastidieux je n’ai aucune intention de m’arrêter. |
Хотя я очень богат и мог бы себе это позволить, я не путешествую. Несмотря на то, что изучение французского — процесс долгий и муторный, я не собираюсь останавливаться. |
sans que |
Il est parti sans que personne ne s’en aperçoive. |
Он ушёл так, что никто этого не заметил. |
non (pas) que / ce n’est pas que |
Cet élève a de très bons résultats, non qu’il soit particulièrement doué, mais il est très travailleur. Cet élève a de très bons résultats ; ce n’est pas qu’il soit particulièrement doué, mais il est très travailleur. |
У этого ученика отличные результаты. И не то чтобы он был особенно способным, просто много работает. |
non point que |
Non point que toutes ses décisions soient fausses pour autant. |
Однако, это совсем не значит, что все его решения неверны. |
si … et que |
Si vous venez dans la région et que vous désiriez me rencontrer, appelez-moi la veille. |
Если будете в наших краях и хотели бы со мной встретиться, позвоните накануне. |
soit que… soit que… |
Soit qu’il ait eu un empêchement, soit qu’il ait oublié, Jaques n’est pas venu à la réunion. |
То ли что-то помешало ему, то ли он просто забыл, но Жак не пришёл на собрание. |
de sorte que / de manière que / de façon que |
Il va falloir déneiger cette route de sorte que nous puissions circuler facilement. Il se conduit de manière qu’on n'ait rien à lui dire. Il travaille de façon qu’il puisse un jour visiter Paris. |
Надо будет расчистить дорогу от снега (так), чтобы мы могли спокойно ездить. Он ведёт себя так, чтобы его не могли ни в чём упрекнуть. Он работает так, чтобы однажды смочь посетить Париж. |
pour que |
Achète-toi un portable pour que je puisse te joindre à tout moment. |
Купи себе мобильный, чтобы я мог связаться с тобой в любой момент. |
afin que |
Je me suis mis à apprendre le français afin que je puisse un jour déménager en France. |
Я принялся изучать французский, чтобы однажды я мог переехать во Францию. |
il n'est pas probable que |
Il n’est pas probable qu’il fasse beau demain. |
Быть такого не может (невероятно), что завтра будет хорошая погода (чтобы завтра была хорошая погода). |
il n'est pas vrai que est-il vrai que...? |
Il n’est pas vrai que je sois riche. Est-il vrai que tout le monde soit content maintenant ? |
Неправда, что я богат. Правда ли, что все теперь довольны? |
il n'est pas semblable que |
Il n’est pas semblable que tu sois près du but. |
Непохоже, что ты близок к цели. |
il n'est pas certain que il n'est pas sûr que |
Il n’est pas certain / sûr qu’il soit déjà là. |
Не факт, что он уже там. |
je ne suis pas sûr que je ne suis pas certain que |
Je ne suis pas sûr qu’il finisse le travail à temps. |
Я не уверен, что он закончит работу вовремя. |
Je ne pense pas que |
Je ne pense pas que ce soit une bonne décision. |
Я не думаю, что это правильное решение. |
Je ne trouve pas que |
Je ne trouve pas qu’il soit beau. |
Я не нахожу его красивым (что он красив). |
Je ne crois pas que |
Je ne crois pas que tout soit aussi simple. |
Я не думаю/считаю/полагаю, что всё так просто. |
Je ne dis pas que |
N'aviez-vous pas dit que vous mettriez vos activités en sourdine ? |
Разве вы не говорили, что сократите эту деятельность? |
Je n’affirme pas que |
Je n'affirme pas que ce soit vrai. |
Я не утверждаю, что это правда (что это так и есть). |
Ça ne rends pas que |
Chérie, ça ne te rend pas pathétique que tu veuilles trouver des amis. |
Дорогая, тебя не делает жалкой тот факт, что ты хочешь найти людей, близких тебе по духу. |
Ça ne compte pas que |
...Ça ne compte pas que vous soyez le mari parfait ou le meilleur père du monde. |
...И не важно, что Вы безупречный муж или лучший в мире отец. (Вас это не спасет) |
Je ne vois pas que |
Mais je ne vois pas que vous ayez d'autres options. |
Просто незаметно, что у вас остался богатый выбор. |
Je ne comprends pas que |
je ne comprends pas que tu sois d'accord avec ça. |
Яне понимаю, почему ты это терпишь (Я не понимаю, как ты можешь с этим мириться). |
ne pas se douter que… |
Je ne me doutais pas ce matin qu' il fasse au beau dans l'après midi |
Утром я даже и предположить не мог, как распогодится ко второй половине дня. |
ne pas savoir que |
Je ne sais pas que vous ayez atteint le sommet de la montagne dans le domaine de la démocratie. |
Не думаю, что вы достигли вершины в области демократии. |
Je ne m'aperçois pas que |
Il ne s'est même pas aperçu que ses mots me fassent du mal. |
Он даже не заметил, что его слова причиняют мне боль. |
Напоминаю: у нас не стоит задача правильно понять subjonctif, буде он встретится в тексте — мы поймем и переведем без ошибки! Наша задача другая: отталкиваясь от смысла того, что мы хотим сказать, от нашей идеи, которую мы хотим выразить, понять: вот тот случай, когда сюда просится сюбжонктив! Вот именно просится — мы должны научится это чувствовать, опираясь на наше чувство языка, а не на запоминание всех случаев употребления.
Поэтому давайте начнем учиться этому искусству, начнем развивать умение улавливать эти флюиды. Это совершенно вам под силу!
Для этого вычленим из этой таблицы типичные, характерные смыслы, обобщающие идеи, которые помогут нам объединить разнообразные примеры и найти в них общую природу — так, чтобы их были не десятки разных правил, которые невозможно запомнить, а три-четыре интуитивно понятных идеи.
И начнем мы с самой простой и, к нашему удовольствию, одной из самых обширных групп, которая в нашем языке представлена предложениями, содержащими союз «чтобы».
Мы помним, что 99.9% предложений, содержащих subjonctif, — это сложноподчиненные предложения. То есть такие, где есть два подлежащих и два сказуемых, причем одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Это очень важная деталь! Потому что вся прелесть таких предложений — в перекличке между двумя этими частями: между идеей из главного предложения и идеей из подчиненного.
Во французском языке эта подчиненность выражается через союз que, после которого и идет подчиненное предложение — сказуемым при нем как раз и является глагол в форме сюбжонктива.
Это французское que часто переводится на русский союзом «чтобы». И если мы присмотримся к таким предложениям (которые со «чтобы»), мы увидим, что подчиненное предложение в них со всей очевидностью передает лишь идею желаемого (но не существующего!) положение вещей.
Это мнимая действительность — она есть только в нашем воображении: мы всего лишь хотим, чтобы так случилось.
Рассмотрим еще пример.
Если написать: Il est important que tu viens à temps (т.е. в изъявительном наклонении), то получится «Важно, что ты приходишь вовремя» (звучит нелепо, но почему нет?). И именно глагол в сюбжонктиве переводит этот факт из действительности («ты приходишь») в воображаемый мир («чтобы ты пришел»).
Из всех случаев употребления сюбжонктива, которые мы перечислили в предыдущих главах, мы отобрали те, которые переводятся на русский язык с союзом «чтобы» — и собрали их все в эту таблицу. Можно выдохнуть: во всех этих случаях вы совершенно точно не промахнетесь! :)
Я хочу, чтобы ты почитал мне вслух. |
J'aime que tu lises pour moi. |
Я согласен с тем, чтобы эти решения были опубликованы. |
je consens à ce que ces décisions soient publiées. |
Я против того, чтобы ты водила (Я запрещаю тебе водить) |
je défends que tu conduises. |
Он хочет, чтобы я это тебе вернул. |
Il désire que je te rende ça. |
Я требую, чтобы Вы меня выпустили немедленно. |
J'exige que vous me laissiez sortir immédiatement. |
Необходимо, чтобы были приняты практические меры (Должны быть приняты практические меры) |
il convient que des mesures pratiques soient prises. |
Что следует мне предпринять? (Что надобно, чтобы я сделал?) |
que convient-il que je fasse ? |
Крайне важно, чтобы вы это знали. |
Il est essentiel que vous le sachiez. |
Важно, чтобы ты пришёл вовремя. |
Il est important que tu viennes à temps. |
Не может быть, что всё потеряно. (Не может такого быть, чтобы всё было потеряно!) |
Il est impossible que tout soit perdu. |
Необходимо, чтобы ты имел паспорт с собой. |
il est nécessaire que tu aies ton passeport avec toi. |
Необходимо (обязательно), чтобы вы соблюдали эти правила. |
il est obligatoire que vous respectiez ces règles. |
Редко бывает, что в Лондоне хорошая погода. (Редко бывает, чтобы он делал хорошо в Лондоне) |
il est rare qu’il fasse beau à Londres. |
Предпочтительно, чтобы ты не ходил туда. |
il est préférable que tu n’y ailles pas. |
Полезно, чтобы вы извлекали уроки из своих ошибок. |
il est utile que vous tiriez des leçons de vos erreurs. |
Пора взрослеть! (Настала пора, чтобы ты повзрослел) |
il est temps que tu grandisses ! |
Нужно, чтобы вы ушли как можно скорее. |
il faut que vous partiez le plus vite possible. |
Я запрещаю вам курить здесь! (Я запрещаю, я против того, чтобы Вы здесь курили) |
J’interdis que vous fumiez ici ! |
Достаточно, чтобы вы помогли нам, и всё будет хорошо. |
Il suffit que vous nous aidiez et tout ira bien. |
Лучше, чтобы Вы об этом даже не думали. (Лучше вам об этом даже не думать.) |
Il vaut mieux que vous n’y pensiez même pas. |
Яприказываю всем замолчать! (Я требую, чтобы все заткнулись!) |
J’ordonne que tout le monde se taise ! |
Я категорически против того (отказываюсь), чтобы он был в курсе. |
Je refuse qu’il soit au courant. |
Яхочу, чтобы все были счастливы. |
Je veux que tout le monde soit heureux. |
Я желаю вам, чтобы всё прошло как по маслу. |
Je vous souhaite que tout aille comme sur des roulettes. |
Я очень хочу, чтобы ты был доволен. |
Je tiens vraiment à ce que tu sois content. |
Он ушёл так, что никто этого не заметил (без того, чтобы...) |
Il est parti sans que personne ne s’en aperçoive. |
Надо будет расчистить дорогу от снега (так), чтобы мы могли спокойно ездить. |
Il va falloir déneiger cette route de sorte que nous puissions circuler facilement. |
Он работает так, чтобы однажды смочь посетить Париж. |
Il travaille de façon qu’il puisse un jour visiter Paris. |
Купи себе мобильный, чтобы я мог связаться с тобой в любой момент. |
Achète-toi un portable pour que je puisse te joindre à tout moment. |
Я принялся изучать французский, чтобы однажды я мог переехать во Францию. |
Je me suis mis à apprendre le français afin que je puisse un jour déménager en France. |
Быть такого не может (невероятно), что завтра будет хорошая погода (чтобы завтра была хорошая погода). |
Il n’est pas probable qu’il fasse beau demain. |
Я предлагаю, чтобы каждый делал молча свою часть работы. |
Je propose que chacun fasse sa part de travail en silence. |
Давайте рассмотрим еще один класс сюжетов, которые выражаются через сюбжонктив. Это отражение действительности в наших эмоциях, то есть преломление реальности в призме наших чувств. Это преломление рисует альтернативную, подчас всего лишь мнимую реальность. Иногда эта разница бросается в глаза и буквально вопиет о своей потусторонности, изливаясь из параллельных миров нашего воображения, а иногда — хорошо маскируется под действительность, чуть ли не являя ее собой. Но во всех случаях она по-прежнему остается отражением в наших эмоциях и нашем сознании, лишь мнится нам, лишь видится таковою: «Я художник — я так вижу».Это легко продемонстрировать методом малых изменений предложения (порой с доведением до смыслового абсурда) — так, незаметное глазом движение часовой стрелки вдруг ставит нас перед фактом, уже пошел другой час.
Как-то давно я слышал одну забавную офисную историю. В компании у ребят был коллега, помешанный на Дженнифер Лопес. На рабочем столе его компьютера была фотография с изображением кумира — разумеется, со всеми ее легендарными прелестями. Коллеги решили над ним подшутить: каждый вечер после работы они аккуратно, по одному пикселю наращивали на картинке задницу его любимой актрисе. Поскольку прирост был столь мизерным а парень любовался фоточкой ежедневно, бедолага долго не замечал подвоха, хотя в какой-то момент даже для невооруженного глаза стало очевидным, что пятая точка у актрисы, мягко говоря, преувеличена.
Однажды — весьма не сразу — прозрел и он... Говорят, его обида на коллег была смертельной, а их веселье — безмерным. :)
Возьмем и мы для примера какой-нибудь классический пример сюбжонктива — абсолютно неочевидный, как раз такой, который любят приводить преподаватели для его иллюстрации, — и будем «по пикселю» его изменять — до тех пор, пока его «сюбжонктивность» не станет вопиюще очевидной. И возьмем именно такой, который будет отражать действительность в наших чувствах. Итак, наш исходный вариант.
В русском варианте это предложение не вызывает никакого подвоха: я ценю, ты — понимающий. Сплошной indicatif. «Следующий!»…
Ну правда, о чем тут еще можно думать, когда indicatif сидит на андикативе и андикативом погоняет! Но давайте разбираться в деталях и вдумываться в смысл предложения.
«Я вижу тебя таким и ценю тебя за это» — такова идея. Главная мысль: «я так вижу». Мы-то, взрослые, знаем, что действительность может оказаться совсем не такой, какой она нам кажется. Кроме того, это ведь только я так вижу, это моя очень субъективная оценка — так вправе ли я ставить там indicatif, коль скоро это не описание реальности, а описание моих субъективных оценок? Ну правда, это же не «ты такой понимающий», а «мне кажется, что ты такой понимающий, и я это ценю». Заметьте, главная мысль: я это ценю — она декларируется.
Давайте теперь «двигать часовую стрелку» — немножко видоизменять предложение, чтобы сделать его чуть более очевидно «сюбжонктивным» (вспомним слова Нила Армстронга, первого человека, ступившего на Луну: «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества»:). Итак, было «я ценю, что...», а мы сделаем...
«Возможно, я обманываюсь и ты не такой уж и понимающий — пусть так! Но мне приятно обманываться, мне приятно ТАК думать» — таков лейтмотив.
Мы здесь чуточку отошли от замаскированной объективной картины мира — мы честно говорим, что это всего лишь мы так думаем, что это только отражение действительности в нашем сознании, нарисованное эмоциями, и мы, кажется, готовы допустить, что реальность может оказаться обманчивой.
Сделаем еще шажок...
«Мне хотелось бы видеть тебя понимающим, но, похоже, ты не такой»
Здесь мы уже открыто признаем, что находимся в мире фантазий и грез, что реальность вымышлена, хотя и не исключаем, что может и повезти, что действительность может оказаться не столь уж далекой от наших мечт.
И наконец, последний шаг...
Всё, приехали! «Чтобы» — полная нирвана: мы целиком попадаем в мнимую, альтернативную реальность, в страну грез и мечтаний — объективная картина мира не имеет с ней ничего общего — со всей очевидностью. Subjonctif чистой воды, уже не вызывающий никаких сомнений.
Давайте поместим эти фразы в обратном порядке, чтобы почувствовать их преемственность.
Вы ведь тоже сейчас увидели, что и в последней фразе мы имеем дело с альтернативной реальностью, нарисованной нашими эмоциями в нашем воображении? Это ведь стало заметнее, чем при первой встрече, правда?!
Вспоминается цитата из фильма Амели, которая, на мой взгляд, в переводе звучит даже лучше, чем в оригинале: «Если бы не ты, мои чувства были бы лишь бледным отражением чужой любви».
Французы очень тонко улавливают эту грань между действительной, объективной реальностью и той, которую рисует наше воображение и наши эмоции. И кажется, мы с вами уже тоже начинаем ее улавливать, не так ли? Тогда увеличим вес на нашем тренажере! :)
Давайте рассмотрим пример позаковыристей, где все совсем не так очевидно — нам же надо научиться находить и распознавать все случаи, правда?
«Но здесь же нет никаких фантазий!» — Скажете вы — «"Ты здесь" — это же действительность, самая что ни на есть! Это факт. Зачем здесь subjonctif!»
Ну правда! Если чьи-то там способности к пониманию можно было бы поставить под сомнение и списать на чьи-то фантазии, то тут-то, тут-то что?! «Ты здесь». Какие еще могут быть вопросы? Кто скажет, что это не явь-переявь, не объективная реальность, данная нам в ощущениях, пусть первым бросит в меня камень!
Тяжелый случай… Но и с таким мы научимся разбираться — более того: поймем и безошибочно будем угадывать, когда нужен будет subjonctif — даже если может показаться, что ничего не предвещает.
Так вот, наш пример — это тот случай, когда идею проще понять, глядя во французский текст. Проще — именно потому, что там стоит subjonctif, который и придает предложению сослагательности. Изъявительное наклонение в главном предложении и противопоставляемый ему subjonctif в подчиненном выражают эту идею: главное — это моя радость; вот, что реально и что декларируется: je suis heureux (que tu sois ici).
Моя радость — ОНА первична, а не факт твоего присутствия здесь — он лишь мотив, он повод, эфир, заставляющий трепетать струны моей души. Именно поэтому там и стоит subjonctif.
Вот отличный пример, позволяющий понять и принять субъектную сущность подчиненного предложения из нашей фразы. Всё становится гораздо понятней, если смотреть во французские тексты.
Взгляните: в обоих случаях подчиненное предложение абсолютно одинаково! (А ведь первый пример — это «Я хочу, чтобы ты был здесь», то есть уже знакомый нам случай, чья сюбжонктивность не вызывает у нас сомнений.) И столь же одинакова альтернативная реальность, всего лишь спроецированная на мои чувства, проявляющаяся в них — не случайно она стоит в подчиненном предложении!
Если сказать: «Ты здесь — и я счастлив», — никакого сюбжонктива не будет.
Именно идущее после que — т. е. после что — подчиненное предложение превращает эту идею из факта в эфир, в причину моих чувств и эмоций.
Хорошее слово — ПРИЧИНА. Помните, у Саши Черного?
Кисло-сладкие мужчины,
Знаменитости без лиц,
Строят знающие мины,
С видом слушающих птиц
Шевелюры клонят ниц
И исследуют причины.
Так вот, именно причина моих эмоций, поставленная в подчиненное предложение — каким бы духом реальности от него ни веяло — она и есть не-бытие; напротив же — это картинка, фотография, архивный документ — объявленный повод — для моих чувств. А потому лишь суб-реальность к моим действительно реальным эмоциям, которые и есть главное слово в предложении. Поэтому-то и должно ставить этот повод в subjonctif. Очень, я бы сказал, эмоцентричненько. :)
Еще раз: помните, что главная мысль, главное событие реальности — ваши чувства и эмоции — постулируются в главном предложении — в подчиненном же описываются лишь причины, их вызвавшие и проявившиеся в них.
Присмотритесь к перечисленным примерам предложений с сюбжонктивом, в которых нарисована действительность, преломленная в наших чувствах, явленная лишь в виде поводов для наших эмоций. Часто причинно-следственную связь можно сделать более наглядной, подставив местоимения, которые мы обычно в речи опускаем: «оттого», «потому», «тем», «тому»...
Я ценю, что ты такой понимающий. |
J'apprécie que tu sois compréhensif. |
Я доволен(оттого), что ты здесь. |
Je suis content que tu sois ici. |
Я сожалею (оттого), что вам пришлось выслушать эти слова. |
Je suis désolé que vous ayez entendu ces mots. |
Я удивлен (тем), что ты еще здесь. |
Je suis étonné que tu sois toujours là. |
Я злюсь(оттого), что ты не приходишь. |
Je suis fâchée que tu ne viennes pas. |
Я так зол на нее за то, что она так ушла. |
Je suis si furieux qu’elle soit partie comme ça. |
Я счастлив (оттого), что это вас смешит. |
Je suis heureux que ça vous fasse rire. |
Я рад (тому), что вам понравилось. |
Je suis ravi que vous l'appréciiez. |
Я удивлен (тому), что вы знаете об этом. |
Je suis surpris que vous sachiez cela. |
Мне грустно (оттого), что ты уезжаешь. |
Je suis triste que tu partes.. |
Хорошо, что ты пьешь воду. |
Il est bon que tu boives de l'eau. |
Мне жаль (оттого), что ты не можешь поехать с нами. |
Il est dommage que tu ne puisses pas venir avec nous. |
Плачевно / жаль (оттого), что он болен. |
il est regrettable qu’il soit malade. |
Из страха (за то), что я буду чувствовать себя одиноким, она навещала меня каждый день. |
Elle venait me voir tous les jours de peur que je ne me sente seul. |
Справедливо (то), что ты получаешь этот приз. |
Il est juste que tu reçoives ce prix. |
Вот уже год он прячется в страхе (того), что его могут убить. |
Il se cache depuis un an de crainte qu’on puisse l’assassiner. |
Я не понимаю (того), как ты можешь с этим мириться (почему ты это терпишь). |
Je ne comprends pas que tu sois d'accord avec ça. |
Мои родители воспротивились моему выбору профессии (воспротивились тому, что я выбрал эту профессию). |
Mes parents se sont opposés à ce que je fasse ce métier. |
Но давайте с вами, ребята, пойдем еще дальше. Давайте перестанем просто переводить с одного языка на другой, а посмотрим на французский текст. И — главное — давайте перестанем воспринимать все эти слова, как просто спряжение все тех же глаголов — но в другом наклонении. Знаете что я вам скажу? Это не так! На самом деле это близкие по значению слова, просто у них чуть-чуть другой смысл. Давайте еще раз наш пример.
Я постараюсь перевести это как можно ближе по смыслу и нюансам к русскому языку. «Я так рада, что ты пришел» (что ты здесь — а мог и не), «...что ты тут появился», «...что ты наконец приехал», «...что тебя сюда занесло», «что ты тут приключился», «что, черт побери, ты и вправду здесь», «ущипните меня — это ты?!»
Главное понять, что est и sois — это не один и тот же глагол "в разных наклонениях". Точнее, да, грамматически это так, но грамматика не пасет нюансы смыслов! И у нас — это нет и нет! Согласитесь, что «Я рада, что ты здесь» и «Я рада, что ты смог прийти» — это две ОГРОМНЫЕ разницы. И вот sois — это как раз про всю эту историю, которая кроется за всеми этими словами, о которой не говорится вслух, но которая подразумевается. Если хотите, здесь sois — это «ну наконец-то!».
Это ничуть не плод фантазий — в конце концов, subjonctif называют сослагательным наклонением. В эти слова французы добавляют дополнительный смысл. Они бы и хотели сказать est, но предыстория им этого не позволяет. И они говорят sois, за которым кроется множество сослагательных смыслов.
Je suis ravi que tu sois ici — я рада, что ты смог приехать.. я рада, что ты вправду здесь... Не просто «ты здесь — печать, подпись». А именно que tu sois ici. Вы чествуете разницу? Вы действительно ее чувствуете? Между tu est ici и tu sois ici ?
И так — со всеми глаголами в сюбжонктиве. Они не просто в другом наклонении. У них меняется смысл. У каждого такого глагола появляется маленькая история, на которую дает намек первое предложение во фразе.
Французы, черти, они такие романтики! :)
Вы знаете, я думаю, что эта идея — главная мысль всей статьи. Да. И вы теперь будете смотреть на subjonctif другими глазами. Как будто вы узнали о нем что-то такое, чего никто другой до вас не знал. :)
UPD: P.S.> Не просто «ты здесь», а именно que tu sois ici.
Напомнило старый анекдот чуть ли не советских времен.
Заправка. На колонке висит табличка: «Бензина нет совсем». Любопытный посетитель спрашивает в окошке: «А почему Вы написали "совсем"? Что, просто "бензина нет" было мало? Вы издеваетесь над нами так?» — «Вы знаете, — отвечает заправщица, — так и было сперва написано. Но каждый подходил к окошку и спрашивал: "Что, совсем нет?!" Ну, мы и приписали...» :)
Наш третий кейс — альтернативная реальность или альтернативное развитие событий, складывающаяся из предпосылки, описанной в главном предложении. То есть в нем мы уже даем сигнал, что дальше — это некая мистика: мы говорим, что это маловероятно, что это неправда, мы сомневаемся, отрицаем, предполагаем, допускаем — одним словом, пускаемся в рассуждения, как оно могло бы быть или не быть. Главное слово в предложении — «бы».
Я не знаю. Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся.
Мы как бы раздваиваем реальность на действительную и мнимую и смотрим из первой во вторую, предполагаемую, воображаемую. Мы сомневаемся — и эта мнимая реальность блёкнет, мы вопрошаем — потому что не видим ее себе отчетливо, мы отрицаем — и вымарываем ее, мы предполагаем — и рисуем зыбкие контуры своей идеи. Мы описываем события, которые отрицаем или в которые не верим (как минимум, в которых сомневаемся) или же на которые уповаем — в любом случае, это описание нематериализованных идей, о которых мы думаем и которые предполагаем — но которыми не располагаем, которые существуют пока как чистая идея.
Часто такие предложения и стоят в форме вопроса или отрицания — как еще лучше выразить свое сомнение!
Эта история — пожалуй, самый очевидный случай употребления сюбжонктива. Мне кажется, лучшей иллюстрацией к нему (если не ко всему сюбжонктиву в целом) служит картина Чюрлёниса «Сказка королей». Ничего не надо объяснять! То, что они держат в руках — это и есть subjonctif.
Все предположения, сомнения, пожелания — они все здесь.
Вот примеры предложений, которые построены по принципу альтернативной реальности.
Не верится, что он мог бы уйти, не сказав ни слова (чтобы он мог уйти…). |
il est improbable qu’il puisse partir sans nous dire un mot. |
Вызывает сомнения то, что клиенты будут готовы платить больше за лучшее обслуживание |
Il est douteux que la clientèle soit disposée à payer plus pour obtenir un meilleur service |
Возможно, что у неё получится. |
il est possible qu’elle réussisse à le faire. |
Кажется, это ваша вина. |
Il semble que ce soit [de] votre faute. |
Неправда, что я богат. |
Il n’est pas vrai que je sois riche. |
Дорогая, тебя не делает жалкой тот факт, что ты хочешь найти людей, близких тебе по духу. |
Chérie, ça ne te rend pas pathétique que tu veuilles trouver des amis. |
Я не причиню вам боли, если вы не будете мешать мне делать то, что я должен. |
Je ne vous ferai aucun mal à moins que vous ne m’empêchiez de faire ce que j’ai à faire. |
Я сделаю это с условием, что они не будут вмешиваться. |
Je le ferai à condition qu’ils n'interviennent pas. |
Нужно остановить глобальное потепление, пока не стало слишком поздно. |
Il faut arrêter le réchauffement climatique avant qu’il ne soit trop tard. |
Правда ли, что все теперь довольны? |
Est-il vrai que tout le monde soit content maintenant ? |
Я не думаю, что это правильное решение. |
Je ne pense pas que ce soit une bonne décision. |
Я не нахожу его красивым (что он красив). |
Je ne trouve pas qu’il soit beau. |
Я не думаю/считаю/полагаю, что всё так просто. |
Je ne crois pas que tout soit aussi simple. |
Я не утверждаю, что это правда (что это так и есть). |
Je n'affirme pas que ce soit vrai. |
Разве вы не говорили, что сократите эту деятельность? |
N'aviez-vous pas dit que vous mettriez vos activités en sourdine ? |
Не думаю, что вы достигли вершины в области демократии. |
Je ne sais pas que vous ayez atteint le sommet de la montagne dans le domaine de la démocratie. |
Надеюсь (рассчитываю, ожидаю), что вы будете держать меня в курсе. |
J'attends que vous me teniez au courant. |
Если предположить, что она бежит быстрее этого бешеного пса, он ее не укусит. |
À supposer qu'elle coure plus vite que ce chien enragé, il ne la mordra pas. |
Он даже не заметил, что его слова причиняют мне боль. |
Il ne s'est même pas aperçu que ses mots me fassent du mal. |
Я рекомендую тебе подчиниться, в противном случае я рискую разозлиться! |
Je recommande que tu obéisses sinon je risque de me fâcher ! |
Ах, если бы подольше, ах, только бы еще не конец!.. |
Pourvu que ce ne soit pas fini ! … |
Я готовлюсь к тому, что однажды ты станешь моей женой. |
Je m’attends à ce que tu deviennes ma femme un jour. |
Все ждут, когда ты (когда же ты наконец) возьмешь слово (чтобы ты взял слово). |
Tout le monde s'attend à ce que tu prennes la parole. |
Однако, это совсем не значит, что все его решения неверны. |
Non point que toutes ses décisions soient fausses pour autant. |
Я сомневаюсь, чтовы его там найдете. |
Je doute que vous l'y trouviez |
Наш последний кейс — это отстраивание. Мы описываем воображаемую реальность (разумеется, с помощью сюбжонктива), и затем говорим, что вот это вот — это не оно, не то самое, что здесь вам не тут и теперича не то, что давеча. Мы эмоционально отстраиваемся от описанной ситуации и в красках живописуем реальность. Лучше всего за себя скажут примеры.
Дождь ли, ветер ли, я выйду в любом случае. |
Je sortirai qu'il pleuve ou qu'il vente. |
Не верь ему, что бы он ниговорил, он лжёт! |
Ne le crois pas, quoi qu’il dise, il ment ! |
Кто бы ты ни был, богач или бедняк, ты должен помогать ближнему. |
Qui que tu sois, riche ou pauvre, tu dois aider ton prochain. |
Где бы ты ни был, помни, что я жду тебя. |
Où que tu sois souviens-toi que je t’attends. |
Хотя я и очень богат и мог бы себе это позволить, я не путешествую. |
Bien que je sois très riche et puisse me le permettre je ne voyage jamais. |
Несмотря на то, что изучение французского — процесс долгий и муторный, я не собираюсь останавливаться. |
Quoique l’apprentissage du français soit un processus long et fastidieux je n’ai aucune intention de m’arrêter. |
У этого ученика отличные результаты. И не то чтобы он был особенно способным, просто много работает. |
Cet élève a de très bons résultats, non qu’il soit particulièrement doué, mais il est très travailleur. |
То ли что-то помешало ему, то ли он просто забыл, но Жак не пришёл на собрание. |
Soit qu’il ait eu un empêchement, soit qu’il ait oublié, Jaques n’est pas venu à la réunion. |
Ты отдавай себе отчет (ты не забывай), что мы не во Франции (здесь вам не тут!) |
Te rends-tu compte qu'on ne soit pas en France. |
Моя жена — патологический книгочей. Если ее предоставить самой себе, она тут же утыкается в книгу. Как следствие, у нее очень развито чувство языка и она постоянно выдумывает всякие словечки. Это ей очень помогает в разговорах на не совсем понятные темы.
Будучи до мозга костей гуманитарием, она не очень любит вникать в тонкости физической картины мира, а поэтому для обозначения непонятных вещей и явлений она придумала пару слов: хренобобина и хреномантия — и употребляет то одно слово, то другое, руководствуясь одной ей понятным принципом. Я как-то попытался выяснить, если в их употреблении логика и в чем она. Оказалось, есть: у «хренобобины» суть вполне определенная, то есть это что-то ясное, осязаемое и вещественное, а «хреномантия» — это какая-то непонятная фигня. И между двумя этими понятиями — очень тонкая грань. Ну чем не отражение сути сюбжонктива! И главное, очень удобно: говорим о хренобобине? Употребляй indicatif. Идет речь о хреномантии? Готовься к сюбжонктиву.
В подборе примеров предложений-примеров употребления сюбжонктива, которые собраны в первую огромную таблицу, мне помогали Андрей Мелентьев и Наталья Пластинина. Спасибо вам огромное, ребята!
Итак, мы разделили все случаи употребления сюбжонктива на четыре довольно разных кейса:
По моему мнению, любой случай употребления сюбжонктива можно свести к одному из этих четырех. Всё, что нам остается сделать, это научиться эти ситуации хорошо распознавать. А для этого нужна некоторая тренировка. Поэтому мы сейчас поступим так.
(Я теперь скажу страшную вещь) возьмите наши последние четыре таблицы с примерами и прочтите их все снизу вверх, читая правую колонку, то есть французский текст, лишь подглядывая в перевод (это будет чем-то напоминать метод чтения Ильи Франка). Это надо сделать (ну-ну-ну! никто и не обещал, что будет легко!). Это надо сделать, во-первых, потому, что по-французски иногда предложения строятся не совсем так, как по-русски (а в рассматриваемых нами случаях такое и вовсе не редкость). Во-вторых, зная уже, о чем речь и какая идея лежит под каждым случаем, и читая текст в оригинале, вы закрепляете свои знания и формируете стереотип — ведь привычка правильного употребления играет не менее важную роль. И наконец, вы так учитесь мыслить по-французски — французскую идею французскими словами и с французскими средствами выразительности. Потому что subjonctif — это действительно очень красиво!
После этого. Это еще не конец! После этого вы берете первую таблицу со всеми примерами и еще раз проходите эти примеры, стараясь каждый из них отнести к одному из четырех наших кейсов. Я думаю, после того, как вы всё это проделаете, ваше владение темой subjonctif во французском языке продвинется, как минимум, на один уровень выше.
Возможно, с одного прочтения вы и не научитесь 100% улавливать эти флюиды. Но что я знаю точно, так это то, что я дал вам в руки еще один инструмент для анализа и показал новый подход к изучению этой, пожалуй, самой непростой темы французского языка.
Спряжение в сюбжонктиве неправильных глаголов, имеющих нестандартную основу, а также глаголов с различающейся основой в разных временах и лицах.
PRENDRE que je prenne que tu prennes qu'il prenne que nous prenions que vous preniez qu'ils prennent |
VENIR que je vienne que tu viennes qu'il vienne que nous venions que vous veniez qu'ils viennent |
BOIRE que je boive que tu boives qu'il boive que nous buvions que vous buviez qu'ils boivent |
DEVOIR que je doive que tu doives qu'il doive que nous devions que vous deviez qu'ils doivent |
MOURIR que je meure que tu meures qu'il meure que nous mourions que vous mouriez qu'ils meurent |
RECEVOIR que je reçoive que tu reçoives qu'il reçoive que nous recevions que vous receviez qu'ils reçoivent |
ÊTRE que je sois que tu sois qu'il soit que nous soyons que vous soyez qu'ils soient |
AVOIR que j'aie que tu aies qu'il ait que nous ayons que vous ayez qu'ils aient |
|
FAIRE que je fasse que tu fasses qu'il fasse que nous fassions que vous fassiez qu'ils fassent |
SAVOIR que je sache que tu saches qu'il sache que nous sachions que vous sachiez qu'ils sachent |
POUVOIR que je puisse que tu puisses qu'il puisse que nous puissions que vous puissiez qu'ils puissent |
VOULOIR que je veuille que tu veuilles qu'il veuille que nous voulions que vous vouliez qu'ils veuillent |
FALLOIR - - qu'il faille - - - |
|
ALLER que j'aille que tu ailles qu'il aille que nous allions que vous alliez qu'ils aillent |
VALOIR que je vaille que tu vailles qu'il vaille que nous valions que vous valiez qu'ils vaillent |