Как быстро запомнить спряжение глаголов

Спряжения глаголов легко учатся при многократном их прослушивании — они запоминаются, как слова песни, как стихи — сами собой. Мы спрягаем неправильный глагол до конца — и к своему изумлению обнаруживаем, что откуда-то свыше знаем, чем все кончится. Всё здорово!..

Но есть нюанс. (с)

Попробуйте — просто прикола ради — прочитать четверостишие из любого стихотворения, которое вы прекрасно знаете наизусть, в обратном порядке — последняя строка четверостишия, за ней третья, потом вторая и наконец — первая.

Всё ходит по цепи кругом
И днём и ночью кот учёный.
Златая цепь на дубе том...
У лукоморья дуб зелёный.

Бьюсь об заклад — вы сходу так не сможете! И понятно, почему.

При запоминании стихов каждая строфа укладывается в памяти в связке с соседними. Это такие ассоциативные связи, построенные частично на смысле , частично на рифме и частично — на ритме (ритм очень важен!). Подчас мы вспоминаем следующую строфу, только когда произносим предыдущую. Даже, бывает, что на это и рассчитываем: мол, сейчас начну — а там само пойдет («сама пойдет, сама пойдет — подернем, подернем...» (с), «сама-сама-сама-сама» (с) — вот же примеры, как работает наша ассоциативная память!).

Если мы десять, двадцать раз пассивно прослушаем: je suis ˗ tu es ˗ il est ˗ nous sommes ˗ vous êtes ˗ ils sont — мы конечно же запомним спряжение глагола être! Но увы! — вынуть третью строчку, не прочитав про себя предыдущие две, мы не сможем: прежде чем сказать «il est», мы в голове быстро пробежим: «je suis, tu es, il est... ага! — IL EST». Voilá !

В информатике это называется «память с последовательным доступом». Так были устроены накопители на магнитной ленте: чтобы прочитать содержимое 101-го метра пленки, надо было прочесть предыдущие 100.

Но у нас ведь не стоит задача читать спряжения глаголов, как стихи — от «я» к «они». Совсем наоборот! У нас стоит задача получать произвольный доступ к этим строчкам-спряжениям в любом порядке и по первому запросу. Запоминание спряжений, как стихов, — это лишь полпути к достижению нашей цели. Это работает — но вот только так, как я описал. А нам этого мало! :)

Вот почему наша запоминалка глаголов состоит из двух частей.

Экзамен для меня всегда праздник
Экзамен для меня всегда праздник

Вы никогда не замечали, что ответ на вопрос, на котором вы «поплыли» на экзамене, вы помните даже годы спустя? А всё потому что вы после экзамена, разумеется, тут же прочитали в учебнике правильный ответ, которого ТАМ, на экзамене, не знали. Прочитали и — запомнили его на всю жизнь. Отличникам этого не понять — ребята, просто поверьте! :)

Объясняется это явление просто: у такого ответа образовалось куча ассоциативных связей. Очень ярких и очень крепких — таких же ярких, как и фиаско на экзамене. Кроме того, мы хорошенько озадачились этим вопросом еще на экзамене, сфокусировались на нем, он перестал для нас быть «одним из сорока билетов к экзамену». Одним словом, у него появилась история.

Выход из зоны комфорта
Выход из зоны комфорта

Так вот, наши промахи в ответах формируют для нас маленькие истории и помогают запоминать правильные ответы. Наша вовлеченность в процесс помогает взбодриться и вывести из пассивного восприятия — и заставляет шевелить мозгами.

Так вот: наша вторая половина запоминалки глаголов представляет собой череду challenges, череду маленьких вызовов, череду «микро-слабо?». Она ставит вопросы и заставляет напрягать мозги, заставляет встряхнуться, выйти из оцепенения и искать ответы. За нашими промахами звучат правильные ответы, и это формирует дополнительные связи, ассоциации и микро-истории, которые помогают запомнить правильные ответы — ошибаясь однажды, мы другой раз скорее ответим правильно. А нет — еще пуще закрепим правильный ответ, когда его услышим. Так это работает.

Совершенство приходит не сразу — но оно приходит. :)

Как это сделано у нас? Фаза numero un.

В первой части («Учим») вы просто слушаете спряжение глаголов, начитанное французами. Слушаете за завтраком, слушаете за рулем, слушаете во время пробежки, уборки дома, готовки, в душе — где угодно, где это можно включить фоном, чтобы оно не занимало вашего времени.

Чуть позже мы напишем приложение «Мои глаголы» — и вы сможете составлять свои сколь угодно длинные списки глаголов для запоминания их спряжений. А пока слушайте новые глаголы, которые появляются на уроках, загоняйте их спряжения в память путем многократного прослушивания. А потом...

А потом...

А потом вы переходите в режим отработки. Здесь вам в случайном порядке предлагаются фразы по-русски — в формах спряжения глаголов, которые вы до этого «дрилили». И ваша задача за отведенный промежуток времени (по умолчанию это пять секунд) припомнить спряжение именно этого глагола именно в этом лице и числе. По мере совершенствования этот интервал можно сокращать, усложняя себе задачу. Это всё непросто, но это ОЧЕНЬ хорошо прокачивает. :)

Que La Force soit avec vous — да пребудет с вами сила! ;))


  • belena966 avatar 21 жовтня 2020 р. 18:57 - belena966  
    👍
    |     Ответить
  • Verka avatar 07 грудня 2020 р. 06:07 - Verka  
    😍👌🏼
    |     Ответить
  • default avatar 25 березня 2022 р. 18:55 - Инкара Lapo4ka  
    спасибо!
    |     Ответить
  • default avatar 25 березня 2022 р. 18:55 - Инкара Lapo4ka  
    спасибо!
    |     Ответить
  • default avatar 25 травня 2022 р. 10:31 - Olga Buikevich  
    🔝👏
    |     Ответить
  • default avatar 11 липня 2022 р. 19:01 - Anna Shakhturova  
    👍🏽
    |     Ответить
  • default avatar 17 березня 2023 р. 08:19 - Ольга  
    Наконец-то нашла то,что мне надо!!!!. Это относиться ко всем урокам. Я в восторге! Где я раньше былааааа?
    2 |     Ответить
Требуется для подтверждения комментария